Заряженные снегоходы. Тюнинг снегоходов.
Заряженные снегоходы. Тюнинг снегоходов.
При упоминании слова "тюнинг" подавляющее большинство наших читателей,
наверное, представит себе красивый, с различными дизайнерскими
"прибамбасами" автомобиль, способный ехать грациозно и очень быстро.
Однако далеко не все догадываются, что "зарядить" можно и снегоход -
было бы желание. Правда, в этом случае речь об экстравагантной внешности
вряд ли зайдет.
Практика говорит о том, что при снегоходном тюнинге
аэродинамический обвес и экзотические расцветки корпуса машины не так
актуальны, как, скажем, в автомобилестроении. Однако при желании всегда
можно прибегнуть к дизайн-тюнингу и сделать свой снегоход особо
красивым, а главное - неповторимым.
Меняем лепестковые клапаны
Первостепенное значение в тюнинге "снежной машины" имеют усиление
подвески и доводка двигателя. С рассмотрения последнего момента мы и
начнем. Как для маститого спортсмена, так и для начинающего обывателя
важно, чтобы "оседланная" им машина брала резкий старт и динамично
скользила по снежной целине.
Добиться желаемого на снегоходе со стандартным 800-кубовым
мотором можно самым что ни есть простым способом - заменой лепестковых
клапанов между карбюратором и собственно двигателем. Такие изделия
выпускаются определенным "тиражом" некрупными специализированными
фирмами (преимущественно американскими).
Опыт показывает, что одной этой процедуры вполне достаточно для
придания мотору невиданной доселе резвости и ускорения. У таких
тюнинговых клапанов больше лепестков, они легче открываются.
Правда, надо знать, что лепестки могут быть как нежными, так и
жесткими. Использование первых дает наибольший эффект (что-то около
20%), однако срок их службы заметно меньше: при сильных нагрузках нежные
клапаны могут "полететь" уже в первом соревновательном заезде. Жесткие
модели на порядок надежнее, но и они имеют свой недостаток - не такой
высокий коэффициент ускорения. Так что, перед тюнингом спортсмен должен
выбрать, что ему больше нужно.
При минимальной технической подготовленности владелец снегохода
способен самостоятельно заменить лепестковые клапана - чего нельзя
сказать о жиклерах. Эта операция также широко используется при тюнинге
снежных машин, и здесь, как правило, прибегают к помощи специальных
таблиц. Дело в том, что фирма-производитель, выпуская на рынок ту или
иную модель, заблаговременно настраивает ее на эксплуатацию в холодных
погодных условиях: чем морознее, тем отверстие жиклера больше.
В относительно теплую погоду (скажем, от 0 до -8 С) двигатель с
заводскими жиклерами будет вести себя немного "туповато" и "вязко".
Опытные спортсмены при перемене температуры воздуха сразу устанавливают
более подходящие для данных условий жиклеры. Вкупе с тюнинговыми
клапанами (комплект стоит 250-400 долларов), двигатель становится
приемистее и вполне может подойти для спортсменов так называемого
среднего уровня.
Более сложный тюнинг мотора подразумевает замену выхлопных труб, однако
это весьма дорогостоящее занятие. Если вы являетесь хозяином
800-кубового снегохода, совсем не обязательно тратиться на эту операцию:
новые клапаны и жиклеры и без того сослужат вам хорошую службу.
Заметной прибавки мощности не даст и такая процедура, как
"подравнивание" каналов в цилиндрах. У серийных снегоходов вполне
достаточно мощности, чтобы не заниматься ее увеличением. Если вы хотите
добиться от своей машины максимальной скорости, можете поманипулировать с
передаточными числами. Для этого необходимо поставить верхнюю
"звездочку" с максимальным количеством зубьев, а нижнюю - с минимальным.
Здесь, правда, следует уточнить, что разгон снегохода при этом станет
несколько тяжелее, особенно на глубоком снегу.
Есть еще вариант тюнинга: "зажать" головку блока цилиндров
двигателя для использования высокооктанового бензина, но при таком
раскладе появляется риск спалить мотор - тем более, что в России есть
проблемы с фирменным топливом. Такой бензин у нас стоит 6-6,5 евро за 1
л, и его использование не могут себе позволить даже спортсмены,
участвующие в чемпионате России.
Вообще, надо заметить, что в снегоходном тюнинге наиважнейшую
роль играют не столько "лошади", сколько момент ускорения - своеобразный
"выстрел" с места. От стандартной машины даже при супертюнинге не
получить максимальной скорости: она будет такой же, как у серийного
снегохода. Зато на "низах", требуемых на старте или при выходе из
поворота, тюнингованный двигатель способен сказать свое веское слово.
Большинство спортсменов, принимающих участие в российском
чемпионате, выступают на моделях машин, оснащенных мотором объемом 440
куб. см. Дело в том, что в такой сложной дисциплине, как кросс, с
800-кубовой машиной, если она имеет дополнительный тюнинг, справиться
довольно трудно. Именно поэтому фирмы-производители выпускают
440-кубовые модели с заводским тюнингом под заказ - специально для
спортсменов.
Подвеска - это очень важно
Профессионалы говорят, что, не имея хорошей подвески, нельзя
эффективно использовать мощность двигателя: велика вероятность
переворота в движении. Тюнинг подвески заключается, прежде всего, в
замене амортизаторов. Есть варианты простые, т. н. катальнические, есть
для эндуро, есть для кроссовой дисциплины (для кочек). Каждый из них
имеет свои определенные настройки и характеристики амортизации.
Если вы собираетесь использовать снегоход лишь для катания, можно
обойтись установкой амортизаторов для эндуро. Они применяются в
специальных машинах серии "440 Pro", которые, в свою очередь, стоят
практически столько же, сколько и серийные снегоходы. Как правило, все
тюнинговые амортизаторы идут с дополнительным объемом газовых камер,
посредством которых можно регулировать работу этих устройств.
Серийная подвеска рассчитана на нормальные условия эксплуатации,
поэтому в экстремальных режимах иногда случаются неприятности в виде
выхода из строя задних роликов качения гусениц (при приземлении в
кроссе) или появления трещин в алюминиевых полозьях. Тюнинг
предоставляет возможность усиления полозьев подвески и установки
титановых (или алюминиевых) накладок, которые неплохо справляются со
своей функцией.
Что же касается момента использования специального типа гусеницы
(трака), для любительской езды это совсем не актуально. Подбор трака -
это удел опытных спортсменов-профессионалов.
Автор благодарит Владимира БАБЕНКО,
члена сборной России по снегоходному кроссу,
за помощь в подготовке материала