Поиск неисправностей в системе зажигания скутеров
Поиск неисправностей в системе зажигания скутеров.
Попробуем оживить скутер ВМ Galaxy, его электросхема - типичная для аппаратов этого класса...
Схема системы зажигания скутера: 1 - замок зажигания; 2 - коммутатор;
3 - катушка зажигания; 4 - колпачок свечи; 5 - свеча; 6 - высоковольтная
обмотка; 7 - ротор генератора; 8 - датчик.
Если мотор «табуретки» вдруг затих, проведите проверку № 1: в баке есть
бензин? Коли есть, ищите «засаду» в системе зажигания. Всегда хочется
верить в простейшее - «кончилась» свеча. Отсюда проверка № 2: установите
заведомо рабочую свечу, проверните мотор электростартером или киком.
Движок завелся? Виновата она. Не заработал? Ищите дальше.
Попробуем оживить скутер ВМ Galaxy, его электросхема - типичная для аппаратов этого класса (отличия только в Suzuki Sepia).
Снимите пластик, разыщите элементы системы зажигания. Коммутатор найти
несложно: это небольшая пластмассовая коробочка с разъемом, куда
подходят 5 либо 6 проводов с изоляцией разных расцветок. Обнаружить
катушку зажигания еще проще: к ней от свечи зажигания ведет
высоковольтный провод (он толще других). Электромагнитный датчик и
генератор расположены в двигателе, но проверить их работоспособность
можно и без его разборки.
Представьте, как действует электросистема. Напряжение поступает с
генератора на коммутатор и накапливается в конденсаторе. По сигналу
электромагнитного датчика конденсатор мгновенно разряжается на катушку
зажигания. В ней напряжение этого импульса повышается до нескольких
тысяч вольт и по высоковольтному проводу, через свечной колпачок,
поступает на свечу. От коммутатора или датчика к замку зажигания
подходит провод - он для того, чтобы глушить двигатель: когда замок
выключен, провод замкнут на «массу». Ваша задача проверить все эти цепи.
Вооружитесь цифровым мультиметром, настройте его на режим
измерения сопротивления. Убедитесь, что двигатель находится в
электрическом контакте с рамой скутера. Затем определите назначение
проводов, подходящих к разъему коммутатора. Начните с провода «массы»
(обычно он зеленого цвета) - между ним и рамой сопротивление должно быть
равно нулю. К катушке зажигания подходят два провода: один соединен с
«массой», другой идет на коммутатор. Посмотрите, какого цвета
«коммутаторный» (найдете его в разъеме коммутатора).
Разберите «клюв» скутера. Освободите от защитного колпачка замок
зажигания. Выберите среди проводов те, что к нему подходят. Тот, что
совпадает по расцветке с одним из проводов на разъеме коммутатора, и
есть «глушащий» провод. Остается определить назначение двух проводов -
от питающей катушки генератора и от электромагнитного датчика. Черный с
красной полосой, как правило, отдатчика, другой - от питающей катушки.
Чтобы убедиться, что не ошиблись, измерьте сопротивление между ними и
«массой»: сопротивление датчика в 2-3 раза больше, чем у высоковольтной
обмотки генератора.
Электросхема Suzuki Sepia отличается от описанной: у нее коммутатор и
катушка зажигания объединены в один корпус. Тут можно проверить только
провода, идущие к нему, и сопротивление обмотки генератора, которая
одновременно является и датчиком.
Проверять узлы удобнее и надежнее, если станете измерять
сопротивление на клеммах проводов, идущих к коммутатору. Заодно
проверите и проводку: бывает, что электроцепь разорвана в ней. Если
мультиметр показывает, что сопротивление одного из них равно
бесконечности, то, «двигаясь» вдоль него, найдете обрыв.
«Движение» начните со свечного колпачка. Заглянув в него, убедитесь, что
пружинка, установленная на контакте, не потерялась, а сам колпачок
надевается на свечку с заметным усилием (если крепление ненадежное,
двигатель будет работать с перебоями). Эта деталь обязательно должна
быть оборудована резиновым уплотнительным кольцом - иначе в сырую погоду
искра будет «убегать» на «массу».
Проверять вторичную обмотку проще одновременно с инспекцией
высоковольтного провода и свечного колпачка. Снимите колпачок со свечи и
проверьте сопротивление между клеммой, которая надевается на свечу, и
«массой». У нас получилось около 7,5 Ом. Теперь отсоедините колпачок от
провода и определите сопротивление между проводником провода и «массой» -
должно получиться около 2,5 кОм. Следовательно, сопротивление
помехопо-давляющего резистора 5 кОм. Сопротивление провода должно быть
равно нулю.
Если понадобится заменить высоковольный провод, ищите только тот,
что с металлической жилой. Автомобильный высокоомный, имеющий
волокнистую жилу с углеродным наполнителем, здесь непригоден!
Теперь наступил черед катушки зажигания. Здесь нужен цифровой вольтметр -
сопротивление первичной обмотки незначительно, и стрелочный прибор не
даст точных данных. Проверьте сопротивление между проводом, который идет
к катушке, и «массой». Тут есть особенность. Если замкнуть щупы
цифрового омметра, его показания обычно больше нуля. Запомните, сколько
именно, и вычтите эту величину из показаний при проверке катушки.
Разница должна быть равна 0,2-0,3 Ом -это и есть сопротивление первичной
обмотки. С катушкой зажигания все в порядке? Идем дальше.
Следующий этап - цепь «заглушки» мотора. Подсоедините мультиметр к
проводу, идущему от колодки коммутатора к замку зажигания. Поверните
ключ зажигания: в положении «выключено» прибор должен показать ноль, в
положении «старт» - «бесконечность».
Остается проверить состояние электромагнитного датчика и питающей
обмотки генератора. Найдите в разъеме коммутатора черный провод с
красной полосой, измерьте мультиметром его сопротивление относительно
«массы»: оно должно составить около 500 Ом. Это датчик. Сопротивление
провода питающей обмотки (в нашем случае он синий с белой полосой) -
150-200 Ом. Если величина заметно меньше, возможно, в питающей катушке
произошло внутреннее замыкание. В этом случае она уже не даст
достаточного напряжения для искры. Если остались сомнения в
работоспособности детали, обратитесь в мастерскую: для демонтажа и
диагностики генератора потребуется специальное оборудование. Попытаетесь
разобрать генератор своими силами - можете его сломать
Если все вышеперечисленные элементы системы зажигания в порядке, а
«массовые» провода надежно соединены с «землей», но искры по-прежнему
нет, значит, неисправен коммутатор. Проверить его в условиях гаража
невозможно - придется обратиться в техсервис или, чтобы не морочить себе
голову, купить новый коммутатор. Когда будете искать причину «гибели»
замененного, не слушайте тех, кто скажет, что авария произошла из-за
того, что вы ездили без аккумулятора. Это чушь! Системы
электроснабжения, в которую входит АКБ и зажигание, на скутерах
полностью независимы.
А теперь о том, как проще всего уничтожить электрооборудование. Рано
или поздно на «пожилом» скутере нужно что-то подварить. Помните, если
будете работать электросваркой, даже если нужно всего лишь что-то
«прихватить» или «поставить точку», обязательно отсоедините коммутатор и
стабилизатор напряжения - иначе их угробите. Во время сварки закрепите
«массу» сварочного аппарата как можно ближе к месту сварки. Учтите,
силовые агрегаты большинства скутеров крепятся к раме через
сайлент-блоки - они не пропускают ток. Значит, ток пойдет по «массовым»
проводам. А это смерти подобно: за несколько секунд сварочный ток
превратить провода в комок «армированной» расплавленной пластмассы.