Вдруг сломался снегоход...
Как заметили консультировавшие нас специалисты, для начала
следует подразделить снегоходы на 2 модификации - с 2-тактными моторами и
4-тактными. Пожалуй, наиболее распространенной "болезнью" первых
является выход из строя свечей зажигания. Поскольку в качестве топлива
любой снегоход использует бензин с маслом, то при небольших оборотах
двигателя свечи неизбежно отсыревают. Как следствие - при холодном пуске
мотора такие свечи "пробиваются".
Большой проблемой эту ситуацию не назовешь. Как ни крути, свечи
зажигания - самый что ни есть расходный материал, стоят они недорого, и
любой уважающий себя владелец снегохода должен иметь в запасе новый
комплект из 2 свечей. Другое дело - нельзя использовать какие попало
свечи, в том числе автомобильные. Это может привести к серьезным
негативным последствиям.
Те люди, которые пренебрегают техническим обслуживанием снегохода
(об этом мы подробно рассказывали в прошлом номере "СТУ"), рискуют
раньше времени вывести из нормального режима работы топливную группу.
Карбюратор начинает переливать, что также негативно отражается на
состоянии свечей зажигания. Кроме того, категорически противопоказана
экономия на бензине - появляющаяся в этом случае детонация приводит к
разрушению частей силового агрегата.
Здесь сразу следует заметить, что практически все возможные
поломки снегохода так или иначе завязаны на ТО. Другими словами, если
какой-либо дефект выявляется в процессе эксплуатации машины, он
автоматически устраняется во время прохождения планового техосмотра.
Импортные снегоходы отличаются высокой надежностью. Если при небольших
пробегах их качественно обслуживать хотя бы 1 раз в сезон, то риск
поломки сводится к минимуму..
В самом названии "снегоход" скрывается суть машины: она должна
ездить преимущественно по снегу. Если чрезмерно долго передвигаться на
ней по сухой дороге или ледяной глади, пластиковые направляющие, по
которым скользит гусеница, быстро сотрутся. Чтобы избежать
преждевременного износа, необходимо искать либо снежную "линзу", либо
воду - только на таком покрытии можно минимизировать нежелательное
трение и остудить металлические скобы гусеницы (подвеска снегохода
частично смазывается снегом и водой).
Никто не застрахован от того, что однажды снегоход, что
называется, войдет в тесный контакт с пнем, камнем и т. п.. Однако не
спешите в этом винить третье лицо - практика показывает, что в
большинстве подобных случаев виноват сам владелец снегохода, который
своевременно не принял во внимание какие-то важные технические
требования к его эксплуатации.
Четырехтактные моторы снегоходов отличаются повышенным моторесурсом.
Каких-либо серьезных претензий к работе этих двигателей у механиков нет.
Главное здесь - не перегреть силовой агрегат. У снегохода с водяным
охлаждением радиатор расположен в тоннеле и охлаждается не воздухом,
как, скажем, в автомобиле, а снегом, который на него забрасывается в
процессе езды. Поэтому, если передвигаться по сухой дороге либо по льду,
можно запросто перегреть мотор.
При этом все внутренние резиновые изделия (сальники, маслосъемные
колпачки и пр.) сразу "дубеют", и начинается их усиленный износ.
Параллельно портится масло - оно просто-напросто теряет все свои
смазывающие свойства. Если перегрев двигателя все же произошел, первое,
что необходимо предпринять, - это заменить масло. Экономить на нем не
стоит: предпочтение необходимо отдавать тем сортам, которые рекомендует
завод-изготовитель.
В этой связи в качестве примера можно привести 4-тактные модели
снегоходов Yamaha. В их конструкции предусмотрена специальная защита:
при перегреве двигатель автоматически прекращает свою работу, то есть
самопроизвольно выключается. У снегоходов других марок лампочка
перегрева загорается не в самый последний момент, а еще на подходе к
этой критической точке (в них датчик запрограммирован на более низкую
температуру).
Поскольку снегоход используется не круглый год, а лишь в один из
его сезонов, рекомендуется хотя бы 1 раз в 12 месяцев менять свечи
зажигания (если в том есть потребность). Вообще же, на 4-тактных моделях
1 комплект свечей запросто "ходит" 2-3 сезона.
Казалось бы, элементарные поломки - вроде ненатянутой гусеницы,
разбитого ролика подвески, растянутой цепи или вышедшего из строя
сайлент-блока - влекут за собой дальнейшие неприятности. Чтобы не
допустить "принципа домино", лучше сразу обратиться к специалистам
сервиса. В противном случае "лечение" запущенной "болезни" может
существенно опустошить карман владельца снегохода. Цены на ремонт
подобной техники подчас такие, что даже не снились хозяевам
автомобильных иномарок. К примеру, "снегоходный" коленчатый вал стоит
что-то около 2 тыс. долларов, а комплектный поршень - 280 (тех же
"американских рублей")..
Поскольку чуть раньше мы упомянули вероятность налететь на пень,
дерево, камень и т. п., резонен вопрос: реально ли в сегодняшних
условиях решить проблему "кузовного ремонта"? По словам специалистов,
снегоход имеет клепаную дюралюминиевую раму. Спереди снизу использован
ударопрочный пластик, а сверху - колкий, который боится любого удара -
даже не очень сильного. Капот, в принципе, ремонтопригоден, но
необходимо помнить, что стоит он очень дорого (800 долларов и выше),
поэтому гонка по незнакомой местности, что называется, очертя голову,
может оказаться весьма и весьма накладной.
Кузовной ремонт снегохода вполне возможен. Безусловно, идеальной
рихтовки вы не добьетесь, потому как специалисту работать придется с
алюминием. Все ступеньки, узлы, соединения, усилители продаются по
отдельности, поэтому при необходимости все можно вытянуть и подогнать на
место.
Для того чтобы обезопасить снегоход от возможных ударов, иногда
используют всевозможные защиты. Но здесь необходимо знать, что под
каждую технику предусмотрен свой индивидуальный тюнинг-пакет.
Естественно, это удовольствие стоит определенных денег, но подобные
вложения, как показывает практика, вполне оправданны.