Как подобрать аккумулятор для снегохода?
Не все снегоходы оснащают электростартером. Но если он есть, приятно, нажав на кнопку «пуск», услышать приветливое бухтение ожившего мотора.
Это если аккумулятор надежный. А чтобы избавить водителя от неприятных
неожиданностей, компании Arctic Cat, Bombardier (Ski-Doo), Kawasaki,
Polaris и Yamaha уже давно комплектуют свои сноубайки батареями Yuasa.
Как они ни хороши, Yuasa Batteries не почивает на лаврах. Недавно
компания выпустила необслуживаемые АКБ нового поколения, изготовленные
по технологии VRLA (клапанно-регулируемая с кислотным электролитом). Их
особенность - усовершенствованная система рекомбинации газов. Эти
батареи особенно хороши для сезонной техники, работающей в экстремальных
условиях: снегоходов, аква-байков, квадроциклов, внедорожных
мотоциклов. Распространено заблуждение, что они гелевые - это не так.
Гель при низких температурах меняет свойства, и АКБ не может выдать
достаточный ток для стартера, потому гель и не применяют в автомобильных
и мотоциклетных аккумуляторах. «Но ведь если потрясти, электролит в них
не плещется», - возражают «знатоки» и делают вывод: значит, внутри
гель. Действительно - не плещется, но совсем по другой причине -
благодаря технологии AGM. Но о ней чуть позже.
Аккумуляторы, изготовленные по технологии VRLA, обладают следующими особенностями.
В них не нужно доливать дистиллированную воду. Электролит
заливают в АКБ перед установкой на мотоцикл - и больше вскрывать банки
не понадобится. В его состав входят специальные компоненты, которые
предотвращают сульфатацию пластин.
Саморазряд - по минимуму. Пластины представляют собой сетку из
сплава свинца с кальцием, ячейки которой заполнены заряженной активной
массой. Саморазряд минимизируется именно благодаря содержанию кальция в
сетке. Кроме того, конструкция такого аккумулятора заставляет
выделяющийся при работе газ преобразовываться внутри корпуса. В
результате, если за месяц хранения обычный аккумулятор теряет треть
заряда, то АКБ серии VRLA - всего около 10%.
Максимально безопасны. В корпус встроен предохранительный клапан.
Если при электроперегрузке электролит «вскипит» и давление в
аккумуляторе резко возрастет, клапан спасет корпус - откроется и стравит
избыточный газ. Предусмотрена защита АКБ и на случай пожара.
Габариты - меньше. Корпусы этих необслуживаемых батарей
компактны. По двум причинам. Прежде всего, благодаря герметичной
конструкции. В самом деле, если электролит заливается только однажды,
зачем аккумулятору уйма пробок? Вот и заменили их одной плоской
уплотнительной заглушкой. Вытяжные трубки герметичному корпусу тоже ни к
чему: раз электролит не выкипает, то и объем его можно сократить - вот
еще одна возможность уменьшить габариты.
Но у тех, кто хоть раз заряжал обычный аккумулятор, возникает вопрос:
как может быть так, чтобы газы не выделялись?! Ведь как раньше учили:
заряжать нужно до тех пор, пока не забурлит - значит, бурлить должно!
Что же, давайте разберемся.
Итак, АКБ - это коробка со свинцовыми пластинами: половина - с
положительным зарядом, другая половина - с отрицательным. Они погружены в
электролит, в котором происходят электрохимические процессы при зарядке
и разрядке батареи. При разряде серная кислота из электролита вступает в
реакцию со свинцовыми пластинами, превращая их в сульфат свинца. При
заряде этот процесс «идет вспять». И газам здесь взяться вроде бы
неоткуда. Но когда при зарядке свинцово-кислотная реакция закончится,
электрическому току ничего не остается - вспоминайте школьный курс химии
- как разлагать воду на кислород и водород. И электролит начинает
бурлить! Кстати, выделяющуюся смесь газов не зря называют гремучим газом
- она взрывается от малейшей искры! Вода разлагается, и рано или поздно
приходится доливать новую... Как же изобретатели технологии VRLA
избавились от такой напасти? Очень просто! В этих аккумуляторах
отрицательные пластины никогда не заряжаются полностью, и процесс не
может завершиться! Значит, и водород не может выделиться. А кислород, по
технологии «рекомбинации газа», связывается активным веществом. За счет
чего? А вот это секрет фирмы Yuasa. Но из того, как эксплуатировать
свои АКБ, секрета не делает.